Get Adobe Flash player

postheadericon Из всех искусств

Нынешний год объявлен в России Годом кино. Вспомним, чем оно, «Важнейшее из искусств» по определению Ленина, памятно для нашей округи. К слову, лозунг «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» висел едва ли не в каждом деревенском клубе. А киносеансы собирали большую аудиторию. 

"Туманные картины" Иоганна Ленейса

Вполне объяснимо, что культура до наших мест, считавшихся самой что ни на есть глубинкой, доходила с опозданием. Общеизвестно, что территория нынешнего Вознесенского района в начале прошлого века относилась к двум уездам – Ардатовскому Нижегородской губернии и Темниковскому Тамбовской губернии. Граница между ними проходила по реке Сарме. Что до одного уездного городка, что до другого – немало вёрст.

История донесла, что в Нарышкино, считавшемся центром одноимённой волости Ардатовского уезда, впервые привезли немое кино в 1915 году.
Сельские зрители назвали происходящее на белой простыне-экране «туманными картинами». Демонстрировал их немец Иоганн Ленейс. Он постоянно проживал в Ардатове, принял православие. Объехал со своими «туманными картинами» все волости уезда.
Надо полагать, побывал и в Илёве, являвшемся тогда центром одноимённой волости. Так что забытого сегодня Иоганна Ленейса вполне можно считать в нашей округе первым пропагандистом кинематографа. К слову, столетний юбилей первого сеанса «туманных картин» остался у нас никем не замеченный. 

Нашёл себя в кинофикации

Несколько десятилетий, а если точнее, то 57 лет, отдал работе в кинофикации Пётр Матвеевич Гришуткин. В Нарышкине он известен каждому. Живёт в селе без малого 60 лет. Родом сам из села Борки. Мальчишкой остался без отца, умершего от ран во время Великой Отечественной.
grishutkin_petr_matveevich
Киномехаником Пётр Матвеевич стал ещё до армейской службы, работал как на стационарных киноустановках, так и на передвижных, объехав с ними десятки населённых пунктов района. Окончил кинотехникум в г. Загорске (сегодня – Сергиев Посад), был мастером по ремонту киноаппаратуры. Награждён почётным знаком «Отличник кинематографии СССР», грамотами государственного комитета по кинематографии. Признавался дипломантом Всероссийского смотра-конкурса сельских киноустановок.

Фильмы, что крутил наш незаменимый Гришуткин в пору моего детства, делились нами на три категории: про войну, про шпионов и про любовь. К последним мы были более чем равнодушны. Ну, а «Молодая гвардия», например, «Щит и меч» или «Жаворонок» собирали полон зал, та что из-за отсутствия мест на скрипучих скамейках малышня была вынуждена располагаться прямо на полу. 

Мягкий и доброжелательный по натуре человек, Пётр Михайлович редкий раз при встрече не расскажет какую-то интересную историю, делая это с характерным для него одного юмором.
Не далее, как полгода назад, во время празднования в Нарышкине традиционного Дня села, поведал, как «уморил» всех собравшихся в районной библиотеке бывших работников киносети по случаю Года кино рассказом о поездке в посёлок Лесомашинный.
На вырученные от демонстрации фильмов деньги купил там мешок белой муки, считавшейся тогда в других сёлах большим дефицитом. Но, увы, довезти в целости на мотовозе её не удалось. Попенял ещё малость мне, что не был на той памятной встрече. Так, что детали той смешной, как он считает истории, не знаю.

Зато прекрасно помню другую. В молодости Пётр Гришуткин крутил кино в Вознесенском. Дом культуры размещался тогда в бывшем церковном здании, храм и сегодня там. В нём же проводили и самые важные мероприятия культурного ли, общественно-политического ли значения. 

Вечерний сеанс – для взрослых зрителей – заканчивался, как известно, поздно. В родные Борки уже не пойдёшь пешком. Решил заночевать тут же, в кинозале на полу, благо, от стоявшей в углу печки исходило приятное тепло. Около неё и прикорнул.

К утру в помещении стало прохладнее, и молодой киномеханик, чтобы согреться, забрался с головой в какое-то тряпье, лежавшее в углу. Там и продолжал осматривать сны. Проснулся, когда в дверь зашёл первый секретарь райкома партии Минеев. В тот день в зале должна была проходить отчётно-выборная партийная конференция, и первый секретарь самолично решил удостовериться, всё ли готово к ней. Заметив проснувшегося Петю, воскликнул от удивления: 
- А это ещё что за явление Христа народу?!

Удивиться было чему. Вначале Гришуткин не сообразил, что к чему, а потом дошло, когда поглядел на свои руки. Обе они были в саже, как и лицо. Оказывается, накануне, чтобы отопление не подвело, печной дымоход чистили от сажи, а тряпьё, которым пользовались, поленились убрать. 

Несанкционированная ночёвка обернулась для киномеханика боком. В тот же день он был сослан на другую работу – в Благодатовку. Чему, впрочем, е очень огорчился, как рассказывал мне с улыбкой спустя десятилетия Пётр Матвеевич.

Одержимые любимым делом

Ни наши люди, ни места на большой экран не попали. Мастера кино находили героев и натуру для съёмок по другим адресам. Но фильмы, имеющие прямое отношение к Вознесенскому району, есть. Они, правда, не художественные и не полнометражные. Автору этих заметок известны два.

Один из них – «Я встретил Вас…» - снимался в Криуше. Он вышел на Горьковской студии телевидения в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции. Короткометражная лента повествует о супругах-врачах Лаптевых. Сценарий написал Аркадий Хазанов, режиссёр – Михаил Мараш. У последнего мне, начинающему газетчику, довелось брать интервью о другом его фильме, о чём будет рассказано ниже. 

Тот и другой Лаптевы достойны быть героями фильма. Проработали в Криушинской участковой больнице четыре десятилетия. Авторитет их был непререкаем. Оба прошли Великую Отечественную войну, удостоены боевых орденов и медалей. Валентина Макаровна, работая терапевтом, награждена Золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина, имел почётное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Иван Васильевич возглавлял коллектив участковой больницы, а также местный детский санаторий, получил учёную степень кандидата медицинских наук.
laptev_ivan_vasilevich lapteva_valentina_makarovna  
Супруги Лаптевы Иван Васильевич и Валентина Макаровна
В фильме убедительно рассказывается о подвижническом труде сельских врачей, их тёплом отношении друг к другу, о большой любви к профессии и людям. Супруги воспитали троих прекрасных сыновей, двое из которых, пойдя по стопам родителей, стали признанными специалистами своего дела.

Хорошо помню день, когда на здании поликлиники открывали мемориальную доску в память работавших там врачей Лаптевых. По такому случаю там собралось едва ли не всё население Криуши. Известный хирург-онколог областной больницы имени Семашко Исаак Григорьевич Абелевич, работавший в селе в начале шестидесятых годов, вспоминал:
- Когда я рассказываю своим коллегам, какие операции делал Иван Васильевич в участковой больнице, они не перестают удивляться. Например, резекцию (удаление) желудка… Тут лечили и больных туберкулёзом.
Благодаря неустанной энергии главврача при больнице открыли курсы медсестёр, и десятки местных женщин получили в условиях тогдашнего колхозного безденежья стабильный заработок. На его плечах были (трудно всё перечислить): фруктовый сад, огород, котельная, грязелечебница, коровник, пищеблок… И он ещё находил время выполнять общественные нагрузки, будучи депутатом районного Совета и членом райкома партии. И даже участвовать в художественной самодеятельности, привлекая к занятиям школьников.

Всецело отдаваясь врачебной работе, Валентина Макаровна, бывший военный врач, всегда оставалась по-женски мудрой и обаятельной. 

Оба стали в Криуше своими. Ни тени высокомерия, превосходства над другими сельскими жителями.

И такой ещё интересный факт: среди женского населения, появившегося в Криуше в пятидесятые –  семидесятые  годы, самое популярное имя – Валентина. Нет нужды пояснять, в честь кого нарекали родители своих девочек.

Во всей майданской красе

Другой фильм, имеющий вознесенские корни, носил название «Чем богат человек». Снимал его в Полх-Майдане и районном центре тот же Михаил Мараш и примерно в то же самое время, что и ленту о супругах Лаптевых. 

В своём новом фильме режиссёр Горьковской студии телевидения задался целью рассказать о нашем самобытном народном промысле по дереву, о том, какой талантливый народ живёт в округе. Первая демонстрация фильма состоялась на экране кинотеатра «50 лет ВЛКСМ». Премьера прошла при аншлаге.

Среди многочисленных зрителей были преимущественно работники функционировавшего тогда в Вознесенском производственно-художественного объединения «Полх-Майданская роспись». Всем интересно было видеть родные места и знакомых людей на экране. 

Правда, первые кадры вызвали в зале недоумение. Это когда на широком лугу пасётся, а потом скачет вдаль большой табун лошадей. Такого количества холёных животных в Майдане отродясь не видывали. Иной зритель не мог удержаться от едких реплик.

Режиссёрский приём стал понятен со следующих кадров, когда на экране «заскакали» уже другие лошадки – сентюрёвские. А вот и сам мастер Павел Емельянович Сентюрёв, или Пашок Емелькин, как звали его в Майдане. В селе он был известен каждому. К нему непременно заглядывали все заезжие искусствоведы и журналисты, изучающие промысел. Старый мастер в своё время воевал, пришёл с фронта раненым.

Как и все в селе, токарил. Вытачивал грибки, яйца, кубышки, солонки, само собой, матрёшки. Когда пошла мода, стал мастерить балалайки. Но особую известность получил благодаря «тройкам». На них больших денег не сделать. Редкий токарь будет часами корпеть над деревянной лошадкой, он за это время матрёшек целый хоровод наточит.

Для Сентюрёва лошадки были отдушиной в каждодневном труде. Делал он их в упряжи с коляской и на колёсиках. Слыл единственным в селе мастером по «тройкам». Довелось видеть его за работой. Он и токарь, и столяр. Эдакий кудесник! 

senturevskie_troyki

 

Сентюрёвские «тройки» крупным планом красуются с экрана на подоконнике его дома и на лужайке. Мелькают лица других умельцев.

Зал оживился, когда камера оператора выхватила заставленную велосипедами площадку перед зданием фабрики в Вознесенском. Легковых авто – «копеек» в личном пользовании в посёлке было тогда три-четыре, так что рабочий люд предпочитал двухколёсный транспорт.
Без комментариев не обошлись следующие кадры кинокартины, когда на экране промелькнули лица многих токарей и художниц. Сами они сидели тут же, в зале. Героями дня они не привыкли себя чувствовать. Наоборот, получили от своих коллег порцию добродушных реплик-колкостей. То было золотое время тарарушки, которое с ностальгией вспоминают нынешние ветераны фабрики.
После того, как в зале зажгли свет, подхожу к режиссёру. Он охотно рассказывает о том, с каким интересом снимал фильм, как много узнал о неведомом для него прежде ремесле, восхищён мастерством простых людей. Через пару-тройку дней о далеко нештатном событии повествовала газетная заметка в «Колхозном пути», а чуть позже сообщила и «Горьковская правда».

С улыбкой – про кино 

Во время демонстрации фильма в сельских клубах лента иногда рвалась. О, что при этом начиналось в зале! Со всех сторон неслось: «Сапожник!». Случалось, нарушалась последовательность демонстрации частей кинокартины. Или вдруг изображение на экране появляется «вверх ногами».

А сколько казусов возникало при чтении иных киноафиш! Особенно «не везло» прекрасному фильму «По тонкому льду». Надо полагать, название сообщали из Вознесенского сельскому «кинщику» по телефону. Он и писал на афише: «Потомок Анальды». Его коллега из другого села, руководствуясь правилом «как слышится, так и пишется», вывел на афише: «Потомок Мульду». Истонное название фильма становилось понятным зрителям, как только начинались титры.

Однажды сельский киномеханик, весьма аккуратный в правописании, попросил вознесенского звонившего, чтобы тот диктовал ему по буквам. Один другого понял. Но всё равно вместо фильма «Дерсу Узала» на афише красовалось: «Дерсу у зала».

Любопытный казус случился в Бахтызине. Надо было демонстрировать фильм «Тигр Акбара». Вывести афишу с таким названием – мало кого привлечёшь. На бумаге зазвучало по-другому: «Тигр в амбаре». В клубе собралось едва ли не всё село поглядеть на «тигра в амбаре». 

Шемяков, Н. Из всех искусств… / Николай Алексеевич Шемяков // Наша жизнь. – 2016. – 14 декабря. – С. 2.

Обновлено (21.12.2016 08:28)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3140.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog