Get Adobe Flash player

postheadericon Звон колоколов и блеск куполов

Индекс материала
Звон колоколов и блеск куполов
Церковь Вознесения Господня р. п. Вознесенское
Покровская церковь с. Нарышкино
Покровская церковь с. Мотызлей
Успенская церковь с. Княжево
Спасская церковь с. Илёв
Троицкая церковь с. Девлетяково
Владимирская церковь с. Криуша
Троицкая церковь с. Аламасово
Казанская церковь с. Бутаково
Никольская церковь с. Сарминский Майдан
Церковь Рождества Христова с. Полховский Майдан
Никольская церковь с. Линейка
Казанская церковь с. Бахтызино
Молитвенный дом с. Благодатовка
Все страницы

Калачёва, В. В. Звон колоколов и блеск куполов / Валентина Васильевна Калачёва // На земле вознесенской. – Арзамас. ОАО «Арзамасская типография»., 2009. – С. 428 – 439.

Самым красивым зданием в селе, всегда построенном на видном месте, была церковь. Их возводили на средства прихожан, богатых и щедрых хозяев. У каждой церкви были свои заказчики, проектировщики, строители, художники, и каждая неповторима в архитектуре, оформлении, содержании. Жизнь каменных храмов долговечнее, чем деревянных, больше подверженных огню и гниению.

  Разнонациональное, вольное, языческое и мусульманское население края насильственно обращали в православную веру. Вот несколько примеров. Государем Петром Великим в 1713 году велено в Темниковском уезде князьям-татарам принять христианство. Так Янглыч сын Бедишев превратился в Енгалычева. Из ревизских сказок (переписи) 1782 года при Екатерине Великой: «В деревне Бахтызино Кадомской округи мурзы новокрещенного в сельце Бутаково Григория Васильевича Разгильдеева: Акбулат Тиморгозеев покрещён в Василия Демидовича Разгильдеева, жена его Гуль Резепова покрещена в Анну Ивановну, дети: Мустафа – в Григория Васильевича, Бекман – в Ивана Васильевича. Бахтемир Ишмамет Разгильдеев покрещён в Михаила, жена – в Анну Ивановну, дети: Ибрак – в Макалая Михайловича, дочери: Чубукарь, Сафра и Матрёна…»

Самые первые, деревянные, церкви выстроены в XVII веке в Вознесенском (1645 год), Нарышкине (1646 год), Мотызлеях (1659 год), в XVIII веке – в Княжеве, Илёве, Девлетякове, Криуше, Аламасове. Остальные – в XIX веке, в начале XX века – в Благодатовке. На территории, которую занимает район, действовали до 1927 – 1937 годов 16 православных церквей, татарская мечеть в Княжеве, два молитвенных дома раскольников-староверов (филипповцев) – в Мотызлеях и Илёве, женский монастырь в урочище Куриха.

Советская власть бездумно повела борьбу с верующими, церковниками. Сначала изъяла золотые и серебряные изделия, сбивала колокола и кресты на переплавку, расхитили иконы. Книги, утварь, оборудование растащили, отдельные здания переоборудовали для хозяйственных и культурных надобностей (клубов, школ, складов, контор), другие разрушались или оставляли на стихию. В Горьковской области оставались действующими только 24 церкви, в том числе две наших: Бутаковская и Полховско-Майданская. Местные жители отстояли их. В отдельных районах области вообще не оставалось храмов.

Трагичными оказались судьбы священников, дьячков, псаломщиков, церковных старост, членов церковных советов, монахинь. Им предлагали перейти на другую работу. Устойчивых в своих взглядах в первые годы ссылали на 3, 5 – 10 лет в лагеря, отправляли в ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря), на ИТР (исправительно-трудовые работы), в 1938 году – уже расстреливали. Расстреляны священники: Семён Николаевич Листов, 56 лет (Нарышкино), Пётр Иванович Мокринский, 56 лет (Девлетяково, Сар-Майдан), Александр Дмитриевич Нумеров, 68 лет (Полх-Майдан), Семён Васильевич Синельщиков, 37 лет (Бахтызино), Михаил Гаврилович Гаврилов, 66 лет (Благодатовка), церковный староста Василий Фёдорович Черкасов, 71 год (Аламасово), председатель церковного совета Василий Тимофеевич Балясников, 69 лет (Вознесенское).

Тяжёлой оказалась доля сосланных в концлагеря, ИТЛ, ИТР священников Сергея Ивановича Никольского (Мотызлей), Владимира Дмитриевича Поспелова (Вознесенское), Владимира Георгиевича Алявдина и Михаила Акимовича Косолапова (Благодатовка), Аркадия Александровича Нумерова (Линейка), Корнея Ивановича Коноплёва (Княжево), дьячков Тимофея Михайловича Сурнова (Линейка), Дениса Ивановича Богомолова (Княжево), церковных старост Феофана Васильевича Большакова (Нарышкино), Гавриила Антиповича Цыганова и Татьяны Сергеевны Самошкиной (оба – из Мотызлей). Этот список можно продолжать. Сегодня они реабилитированы. Поруганные храмы вернули верующим.

Первыми дружно отремонтировали свои церкви сар-майданцы (1990 год), мотызлейцы и нарышкинцы (1992 го). К действующим Бутаковской и Полховско-Майданской прибавились Аламасовская, Бахтызинская, Вознесенская, Криушинская, Мотызлейская, Нарышкинская, Сарминско-Майданская, Суморьевская церкви, Благодатовский молитвенный дом и часовенка на Старой Курихе. Трудно подняться из руин Девлетяковской, Княжевской и переоборудованной Линейской церквям.

На протяжении многих лет церкви хранили данные о рождении, венчании, смерти, количестве прихожан, домохозяев, о названии сёл, деревень, хуторов. Звонят колокола, блестят купола. Здесь воспринимаются проповеди, совершаются обряды, службы, праздничные песнопения. В храмах всегда присутствуют верующие и любопытствующие.

Читатель может познакомиться с историей церквей, статистическим данными 100-300-летней давности, с праздниками православных. Описания сёл даны в хронологическом порядке построения церквей.

 



Обновлено (29.04.2018 08:20)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3136.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog