Get Adobe Flash player

postheadericon Услышать музыку стиха

Конкурс чтецов провели сотрудники центральной детской библиотеки и отдела образования районной администрации. Читальный зал библиотеки был заполнен учащимися 9-11 классов.

Понимаю, откуда волнение на лицах ребят. Публичное выступление да ещё на оценку – всегда всплеск эмоций. До дрожи в коленях. До пересохшего горла и напрочь исчезнувших из памяти начальных строк. Но знаю, что они справятся со страхом и прочитают, попытаются в меру своих способностей донести до слушателей своё понимание любви к отчине. Тема нынешнего конкурса – «Тихая моя Родина».

Концерт художественного слова открывает заместитель заведующего отделом образования районной администрации Альбина Свёклина. Она говорит о том, что победителей, которые поедут на областной этап конкурса в Нижний, будет всего четверо. Но у всех есть шанс оказаться в их числе. И желает удачи каждому исполнителю.

Объявляют первого участника. Наталья Шошина из Вознесенской средней школы. Она читает «Русь» А. Блока. Почти с первого четверостишия ставлю в оценочном листе напротив её фамилии высший балл – 30! Наташа задала высокую планку. И, самое отрадное, выступающие после не опустили её! Отработали свои номера на «отлично». Читали стихи И. Котельниковой, Р. Гамзатова, А. Твардовского, М. Милявского, автора из Нарышкина В. Пономарёвой. Налицо были и выразительность исполнения, и оригинальность выбора и речевая культура, которых требуют условия отбора.

Очень интересную манеру декламации поэтических текстов показали ученицы Вознесенской средней школы. Юлия Ермакова, Татьяна Шипова и Елена Назаркина вынесли на суд зрителей настоящие моноспектакли. Юля по стихотворению В. Высоцкого «Как по Волге-матушке», Лена – по циклу «На поле Куликовом» А. Блока, Таня – по С. Есенину «Снова пьют здесь, смеются и плачут». В постановке произведений использовались видеоряд и музыкальное сопровождение. Но главной всё же осталась выразительность слова артистов. Они услышали музыку стиха и «пропели» её публике. «Браво» и «бис» конкурсанткам и их наставнику, педагогу Ирине Казаковой! Её техника может стать базовой для новой школы юных чтецов.

Но… в сторону эмоции, пришло время оценивать результаты. Они таковы. Среди учащихся 9 классов первое место заняла Дарья Масягина (с. Полх-Майдан), второе – Юлия Кувшинова (с. Новосёлки), третье – Елена Аплеева (с. Сар-Майдан). Среди десятиклассников победителем вышла Юлия Ермакова (р. п. Вознесенское). На второй ступеньке пьедестала почёта – Виктория Майорова (Нарышкинская школа), на третьей – Татьяна Шипова из Вознесенской школы.

У выпускников лидировала Анна Седова (р. п. Вознесенское). Вторым стал Денис Игнатов (с. Полх-Майдан), третьей – Татьяна Ширяева (с. Сар-Майдан).
P. S. Конкурс – это всегда победы одних. Избранных. Но не ждите продолжения фразы: «И поражения других». В творческих соревнованиях поражений не бывает. Здесь сообща участники делают Зрелище, Праздник. Конкурс «Тихая моя Родина» сумел стать праздником. Спасибо всем чтецам! А что касается побед? Мудрецы говорят: «Не существует науки или искусства, которыми нельзя было бы овладеть при помощи трудолюбия. Труд есть единственное действительное обеспечение успеха. Боги всё продают за него и ничего без него». Дерзайте, юные!

Козина, В. Услышать музыку стиха / Валентина Михайловна Козина // Наша жизнь. – 2016. – 14 декабря. – С. 1.

 

Такого давно не было: мастера художественного слова из Вознесенского района стали одними из победителей в областном конкурсе чтецов «Тихая моя Родина». Вика Майорова, ученица 10 класса Нарышкинской средней школы, заняла второе место, Юлия Ермакова, ученица 10 "а" класса Вознесенской средней школы, поднялась на третью ступеньку пьедестала почёта. Вика читала стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-встанька», Юля – стихотворение В. Высоцкого «Как по Волге-матушке». Оба произведения невероятно сложны для исполнения, так как полны драматизма, эмоциональных обертонов. Смогут ли девчонки донести до аудитории всю гамму чувств, вложенных в рифмованные строки их создателями? Для тех, кто не помнит или не читал этих стихов, - их фабула. Евтушенко рассказывает о встрече завоевателя Руси хана Батыя с бродяжкой-русским. Они сошлись в поединке умов: грузный, хмурый от скуки хан и тощий дел игрушечных мастер Ванька Сидоров. Победитель и побеждены? Хан, увы, так не думал. Его одолевала тоска. 

Скольких здесь перебил он,
А постичь – не постиг.

И он повелел Ваньке сочинить игрушку, которая бы просветлила его. Мастер «сочинил» и нарёк игрушку Ванькой-встанькой. Хан прижимал её пальцем, давил ладонью, бил с размаха, вминал в кошму сапогом – игрушка вставала целой и невредимой.

Она «просветлила» Батыя
Хана страхом шатало,
И велел он скорей
От Руси, от шайтана
Повернуть всех коней.

В бессильной злобе он убил мастера Ваньку Сидорова но «в пылище прогорклой» остался стоять Ванька-встанька.
Вика смогла донести до зрителя глубинный смысл прочитанного ею стиха. По-моему, его очень точно выражает одна из заповедей древних славян Велесовой книги: «Не забывайте доблести прошлых времён и не стыдитесь быть думающими».

Юля Ермакова выбрала другой материал. Не менее сложный и патриотичный. Повествование ведётся от лица волгаря. Он смотрит на реку, матушку-кормилицу, которая носит на себе корабли, ладьи да струги. И не нарадовался: корабли свои.
В ней вода исхлестана пулями врагов, плыла по ней русская кровь-кровинушка в битвах праведных, лились в пресную воду слёзы солёные, оплакивали погибших ратников. Но жива Русь! Тянут корабли баржи с Каспия, и на многие вёрсты вокруг тянется кормилица-Волга, вечная Русь».

От одного размаха содержания, от грандиозности задачи дух захватывает. Но… Да здравствует самонадеянность юности! Она вкупе с желанием решить задачу даёт поразительные плоды. Юля покорила зал, тронула сердца и слушателей, и жюри. Хотя соперников у наших чтецов было много.

Рассказывает Вика Майорова:
- Конкурс проходил в НИРО. В первое мгновение поразило, сколько там собралось народа! Нас разбили по группам. Конечно, я волновалась, но, кажется, меньше, чем на районном конкурсе. В Вознесенском сердце билось, как пойманная птица. На областной сцене собралась быстрее. Когда мне вручали диплом, одна из членов жюри сказала: «Ты нас очень растрогала, дай я тебя обниму». Жюри оказалось ко мне добрым. 

Юля Ермакова призналась, что на вознесенской сцене чувствовала себя гораздо комфортнее: «Там все свои, надеялась, что если вдруг текст забуду, то выручат, подскажут. А там – незнакомые лица, глаза».
Поэзия сблизила, породнила, публика разделила с ней её переживания, поняла и приняла чувства, которые девчонка испытывала.

Итак, всё получилось. Наши чтецы молодцы. Они оказались в числе лучших, потому что сами – лучшие. Обе старшеклассницы – отличницы учёбы в общеобразовательной школе. Год назад обе успешно окончили музыкальную школу по классу фортепиано. Обе книгочеи, хотя с современной поправкой. Если нужен какой-то материал для уроков, будут искать его в Интернете. Так быстрее, не надо перелопачивать гору литературы. Если же требуется пища для души, идут в библиотеку. Вика любит поэзию С. Есенина и Э. Асадова. Юля отдаёт предпочтение М. Лермонтову, С. Есенину и В. Высоцкому. К А. Пушкину у неё особое отношение: «Он для меня слишком яркий, солнечный». Наверное, она имеет в виду: неисчерпаемый?

Мы поговорили о Наташе Ростовой, в которой мои собеседницы видят образец для подражания. Иные критики отказывают литературному кумиру многих поколений в уме, очаровании, высоких помыслах. Была, мол, в юности прелестна и светла, а вот потом… Превратилась в мещанку в стоптанных туфлях. Согласны ли они? Категоричное «нет!» было ответом.

- Наташа была и осталась светочем, только не для всех, а для своей семьи, для близких, для России.

Юле Ермаковой нравится творчество Максима Горького. За то, что правдив, беспощаден и ничего не скрывает о жизни в своих книгах. А в наше время нужна беспощадность…

На какие бы темы ни заходил разговор, на всё у моих героинь имелось своё суждение. И пусть поэзия сегодня не в моде. Пусть подростки перестали повально писать стихи. Но ведь есть вот такие, думающие. Они прочтут и расскажут нам, несведущим. И заставят задуматься. О любви. О долге и чести. О предательстве и верности. О счастье. Об успехе. А в целом о том, что есть жизнь и кто мы в ней?

Козина, В. Тронуть душу слушателя / Валентина Михайловна Козина // Наша жизнь. – 2016. – 28 декабря. – С. 3.

 

Обновлено (09.01.2017 08:10)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3062.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog