Get Adobe Flash player

postheadericon История церкви с. Криуша

История церкви Владимирской Божьей матери в селе Криуша

Выполнила: Шошина Света ученица 8 "Б" класса Криушинской СОШ

Руководитель: Тимофеева Г.Н.

 

Введение.

«Самым замечательным днём для Крушинских жителей стал 7 января 2001 года. Впервые в восстановленном храме Владимирской Божьей Матери состоялась церковная служба».1

В нашем селе много памятников исторического прошлого: это и больница, и санаторий (Дом милосердия), но самым дорогим для жителей является восстановленный храм – место, где можно пообщаться с Богом в своём селе. До реставрации храма жители ходили пешком на службу в соседние сёла, теперь же эта проблема разрешена.

 

         1. Память о прошлом –

      это забота о будущем

«Тот, кто не помнит своего прошлого,

осуждён на то, чтобы пережить его вновь»

(Сантаяга)

Свой реферат я решила начать именно словами древнеарабского учёного Сантаяги. Действительно, мы должны знать своё прошлое, вспоминать его, чтобы не заблудиться на жизненных путях, не забыть, что с нами уже было и кто мы такие сейчас. 

seloKriusha     

    Село Криуша 1974 г.

 

Мы должны любить свой родной край – основу, на которой только и может осуществляться рост всего общества. История родного края как растение, у него есть не только ветви, но и корни.

Мы должны интересоваться родными местами, любить их, сохранять память о прошлом – это забота о будущем.

 

         2. И берег милый для меня...

vidsela

В с. Криуша Вознесенского района я живу уже 6 лет. Со всей семьёй мы переехали сюда в 2002 году.

Село мне очень понравилось: чистый воздух, красивая местность, много зелени, сады, прозрачные пруды. Стала интересоваться историей села: почему именно оно так называется, кто его основал? Ходила по старожилам, побывала у местных краеведов и вот что я узнала...

Село Криуша, бывшее Новое Мансырево, а затем Богородское образовалось в 1556 году.

«Первые жители в селе появились из с. Княжева /старое Мансырево/. В 1788 году Новое Мансырево было приобретено помещиком Никифоровым П.Ф.»2

Никифоров П.Ф. построил в селе барскую усадьбу и церковь Владимирской Божьей матери. В семье Никифоровых было пять детей. Все они имели прекрасное образование. Павел и Степан были капитанами. Дочери Надежда и Евгения занимались переводами с французского на русский. В Московской государственной библиотеке хранится книга французского писателя Фенелона «О воспитании девиц», переведённая на русский язык Н.Никифоровой. Барская усадьба Никифоровых перешла по наследству Петру Никифорову, одному из сыновей П.Ф. Никифорова. После же смерти П.П. Никифорова его жена завещала усадьбу под богадельню безродных и престарелых или колонию для психически неполноценных детей. Но в 1895 году в имении была открыта больница, которая действует по сегодняшний день.

Новым Мансыревым село называлось по фамилии бывших владельцев села помещиков Мансыревых. По церковному село называлось Богородским. Новое название Криуша село получило по названию речки Криушки.

«Своё название село получило не от кривых улиц, как полагают многие из современных жителей, а по реке Криуша: как всякая лесная речка, она действительно «кривая», извилистая. Свою историю ведёт с 17 века»3.

 

         3. Летопись церкви села Криуша

Выдающимся памятником нашего села является церковь. Вот, что мне удалось узнать о её истории возникновения.

pervayaCerkov 

   Первоначальный вид церкви

 

Церковь в с. Криуше была построена в 1791 году (конец 17 начало 18 века) П.Ф Никифоровым. «Это было очень важным и трудным делом. Кирпич для строительства делали прямо на месте. Замешивали глину, песок, известь, яйца. Эту смесь заливали в нужную форму. Форму обжигали. Церковь строили крепостные крестьяне. Труд был изнемогающим. Для поднятия кирпича наверх церкви, использовали специальные вагонетки».1 Самым опасным была установка креста, установить согласился один смельчак, которому заплатили большую сумму денег. Он-то и установил крест на церкви. Церковь имела четыре престола: в честь Владимирской Божьей матери (26 августа) и придельные: Святого Николая (9 мая), мученицы Праскевы (28 октября), апостолов Петра и Павла (29 июня). Храм поражал своей великолепностью, монументальностью и величественностью. Она как бы сливался с окружающей природой, господствовал над окрестностями. Храм был построен в романовском стиле (полукруглые арки внутри храма, формы окон), при церкви находилась библиотека в 65 томов. Здесь хранились летописи, переписанные книги, к сожалению, недошедшие до нас. Церковь имела большой приход. Её посещали жители близлежащих деревень.

razrushen 

  Разрушенный храм

 

В 1917 году храм был разрушен, пришла Советская власть, власть атеистов (безбожников). Сама церковь была закрыта в 1938 году. Её превратили в склад для хранения зерна и муки. Богатый алтарь и библиотека, иконы - всё было расхищено.

Последний священник Дедов Владимир, живший в своём новом доме рядом с храмом (на этом месте сейчас находится магазин), был репрессирован. А его семья: жена и две дочки из села исчезли. В 1958 году часть храма вместе с колокольней разрушили. Нарушили также склепы с захоронением господ Никифоровых, которые находились под храмом.

«Под храмом был найден подземный ход и убежище; найдены драгоценности семьи Никифоровых, которые были расхищены местными жителями, а также редкие иконы».5

restavraciya

 

Реставрация храма

     

 

Только в 1999 году церковь начали восстанавливать. Была организована инициативная группа из односельчан, во главе с местным старостой Пимановым А.Н.

Раньше, прежде чем начать строительство церкви, строители думали о выборе места. Оно должно было быть сухим, не иметь подземных вод, высоким и красивым. По церковным требованиям алтарная часть должна находиться на восточной стороне здания, а вход – на западной. Тогда главным инструментом мастеров было мерило-верёвка с 3-мя колышками, длина её строго была рассчитана, от этого зависела пропорция сооружения. Со временем она приняла божеский вид и стала действовать. Почти все иконы были возвращены, они, оказывается, находились у местных жителей.

ikonopis

Восстановленная иконопись

   

 

Реставрацией росписи храма занимался местный художник (с благословления батюшки) Доронин П.И. Он поражает росписью внутреннего убранства. Выразительна иконописная, фресковая, мозаичная живопись. На стенах и куполе видим изображения апостолов, святых, ангелов. В алтаре развешаны иконы. Всё подчинено высшей цели – воспеть Бога. Особенно взгляд останавливается на изображении Богородицы-матери-заступницы, несущая людям помощь и сострадание.

Иконопись и фресковая живопись привлекает своей красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. На стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми переливами. Над головами молящихся в главном куполе изображения Христа Вседержителя, в простенках – вершины святых, как бы парящих в воздухе. Некоторые фрески, росписи уцелели и сохранились до наших дней, но многое пришлось восстанавливать.

svashennik

 

о. Иоанн (Федотов)


   Первая церковная служба состоялась 7 января 2001 года. В настоящее время службу в храме ведёт священник Федотов И.В. Благодаря его стараниям, стараниям местных жителей и районных властей храм продолжает восстанавливаться.

 

sovremen

   Современный вид храма

      Заключение

Я люблю свое село за простор, за тишь лесов, за ширь полей. Это моя «маленькая Родина» здесь я живу и радуюсь за происходящими в нём переменами, за его замечательный сегодняшний день.

В настоящее время архитектуры памятников прошлого осталось очень мало, но то, что осталось, надо охранять и беречь, сохранять память о далёком прошлом. За последние года в селе произошли большие перемены. Храм продолжает восстанавливаться: построена колокольня, приобретены новые иконы, планируется открытие ещё одной залы для прихожан.

Свой реферат хочу закончить словами Н. Кончаловской.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Произведения архитектуры, живописи повествует нам о жизни людей в прошлом, их интересах. Они являются исторической памятью народа. Поэтому утрата памяти прошлого невосполнима.

  

       Ссылки и сноски 

1 Газета «Наша жизнь»- от 5 марта 2005г.

2 Казаков В. И.Заметки местного краеведа 2002г.

3 Логинов В. Отчий край. - НН, 1994г. Стр. 176

4 Колхозный путь от 18 января 1977 г.

5 Колхозный путь от 23 апреля 1978 г. 

            Архивная справка.

Госархив сообщает, что в архивном фонде тамбовской духовной академии за 1758 год сведений о церкви Владимирской Божьей Матери не обнаружено.

В информативно-печатном источнике за 1911 год имеются следующие сведения о церкви: церковь каменная, тёплая, построена помещиком Никифоровым в 1791 году. Четыре престола: главный - в честь Владимирской Божьей Матери, и придельные: во имя святого Николая, мученицы Параскевы, апостолов Петра и Павла. В приходе три деревни:

1. Вилки.

2. Антоновка.

3. Понизлейка.

В церкви располагалась церковно-приходская школа. Вот что содержится в описи церковного имущества: библиотека в 65 томов; штат священника, диакон, половщик. Земли 4 де-с. Усадебной. 33-пахотной и 5 десятин сенокосной, полевая. Земля неудобная, в 20х верстах от храма. Содержание от казны священнику- 300 рублей, диакону-150 рублей, псаломщику-100 рублей. Причт получает проценты с капитала в 3250 рублей, церковный капитал 5250 рублей.


     Список литературы

1. Логинов В.И. Отчий край-Н. Н. 1994г.

2. Газета «Наша жизнь» - от 5 марта 2005г.

3. Казаков В.И. «Заметки местного краеведа»-2002г.

4. Мартов Н.Н. «И берег милый для меня.. .»-1990г.-Н.Н.

5. Любимов Л. «История храма»-!974г.-М. с. 8.

6. Лихачёв Д.С. Земля Родная.-1983г.-М. с. 211.

7. Воспоминания местных жителей

8. Газета «Наша жизнь» - от 8 декабря 2006 года

9. Газета «Колхозный путь»- от 23 апреля 1978г.

10. Газета «Колхозный путь»- от 18 января 1977г.

11. Архивная справка.

Обновлено (23.06.2015 08:14)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3101.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog