Get Adobe Flash player

postheadericon Восстановление церкви с. Мотызлей

Восстановление  церкви  Покрова  Пресвятой  Богородицы  села  Мотызлей 

 

Выполнила: Юнчина Надежда ученица 8 класса Мотызлейской СОШ

Проверила: Гуркина Н. И.

 

                                Введение.

Существует поверье, что при возведении божьего храма ему от Бога даётся Ангел, который оберегает церковь. Если же церковь насильно разрушают, то Ангел никуда не уходит, он сидит и печалится. И ждёт, когда к нему вернутся люди. Сколько в России разрушенных за годы Советской власти храмов, значит, столько и Ангелов печалится....

Кроме видимой стороны храмов существует и невидимая. Православие говорит нам, что на месте каждого храма, где хоть раз совершалась Божественная литургия, и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо стоит Ангел Престола (даже если храм осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму).

Незримыми ангелами заполнены пространства России. В ожидании сроков, известных только Богу, стоят они до сих пор среди болезненных развалин, на щебне и битом кирпиче уничтоженных монастырей, на месте взорванных, исчезнувших или приспособленных под «земные» нужды церквей – деревянных и каменных, в виде корабля и виде креста, в виде звезды и в виде круга, шатровых и купольных; некоторые Ангелы стоят даже под водой, в водных могилах, где в результате создания рукотворных морей оказались погребёнными русские города, погосты, храмы. С точки зрения религиозной, это вообще страшно. И перекрестится православный и вспомнит о видении Иакова: «Как страшно сие место! Это не иное что, как Дом Божий, это – врата небесные»...

Для иных ангелов сроки Божьи уже несколько сдвинулись. Это там, где храмов коснулось восстановление и где возобновились службы. И вот Господь торопит: прямо в руинах, похожих на катакомбы первохристиан, службы идут практически по всей стране: стены храмов можно было взорвать, алтари разбить — но уничтожить Ангелов Престола невозможно.

О том, как напряглось время Боже, можно судить по тому, что Господь не ждёт, пока мы всё обустроим. Он застал нас врасплох. И для Него не резон, что не хватает священников, а те, что есть, – работают на износ. Молись Россия, сейчас, в этой разрухе, – нет у тебя другого времени! Молись, пока не отозваны твои ангелы! Богу угодно именно сейчас крестить и причащать твоих детей.

В жизни русского человека религия всегда играла важную роль. В нашем селе, находящемся в самой глубинке России, всегда было много истинно верующих людей, для которых храм всегда был главным местом в селе, святым местом. И потому, когда храм в 30-е годы двадцатого века был закрыт и стал разрушаться, многие восприняли это как настоящую трагедию и никогда не смирились с этим. Берегли по домам иконы, молились и не переставали верить, что храм будет когда-нибудь восстановлен.

Именно поэтому, как только появилась возможность, храм решили восстанавливать. Нашлись люди, которые взялись за дело, которое многим казалось не по плечу, храм за долгие годы превратился почти в руины. И всё-таки храм был восстановлен.

Задачи данной работы посмотреть, почему, несмотря на все трудности, храм был восстановлен, как шёл процесс восстановления, кто принимал в нём участие.

Литературы по этой теме почти нет. В работе я опиралась на газетные статьи, воспоминания очевидцев. Очень помог альбом сельского библиотекаря Бочёнковой В. А. по восстановлению церкви.

Село Мотызлей образовалось в 1561 году. Спустя сто лет в 1659 году начали строить деревянную церковь, так как мужского пола душ было 130, женского 195. Каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы начали строить сразу после Отечественной войны 1812 года. К тому времени деревянная церковь пришла в негодность. Храм возводили на народные пожертвования. Значительные суммы были пожертвованы заводчиком Баташовым. Строили 8 лет. И стоять бы Церкви Покрова Богородицы тысячу лет – умели строить на совесть.

razrushenCerkov

Разрушенная церковь


Но настали лихие времена двадцатого столетия. Церкви стали закрывать одну за другой. И некому было противостоять этому святотатству, ибо немало голов сложили за одно только слово в защиту религии. Покровскую церковь постигла участь большинства святынь России. В 1931 году церковь закрыли. Священника отца Сергия (в миру Никольский Сергей Гаврилович 1875 года рождения) уроженца села Мотызлей арестовали 23 февраля 1931 года. Находился под арестом шесть месяцев, затем его приговорили «тройкой» к трём годам ссылки на Урал. В 1937 году храм был разорён: кресты с колоколами сбросили, утварь церковную растащили. В осквернённом храме открыли клуб, но не прижилось увеселительное заведение в храме, хотя и тщательно заштукатурили лики святых. Один из очевидцев рассказывал, что на месте алтаря устроили сцену, во время первого же заседания местного актива вдруг поднялся такой ветер, что казалось сами ангелы, лики которых сохранились на куполе, машут крыльями. Все были напуганы. Позднее здание отдали под магазинные и совхозные склады. Без хозяйственного догляда здание с годами ветшало. Исчезла церковная ограда, осыпалась штукатурка, у южных врат рухнули колонны, стала протекать крыша. Склады перевезли в более надёжные места. Пустующее здание превратилось в руины. Для богобоязненных людей вид этого запустения был постоянным укором совести.

vosstanovlenie

Идёт восстановление храма


Но времена изменились, и спустя почти 70 лет по России прокатилась волна восстановления храмов. В 1991 году по Вознесенскому району первыми пример показали жители Сар-Майдана. Всего за год они сумели открыть в селе храм.

vosstan

Спустя два года загорелись идеей восстановления из руин Покровской церкви жители Мотызлей.

Инициаторы Поликанова Мария Фёдоровна, Федонина Татьяна Ивановна, Гусев Алексей Фёдорович. Поликанова Мария Федоровна рассказывала, что когда она была совсем молодой, ей приснился сон, где Богородица говорила, что храм необходимо возродить. Тогда это казалось нереальным, но она не переставала мечтать, что когда-нибудь он будет восстановлен. Именно поэтому она стала инициатором этого дела.

vosstanovl

18 июля 1993 года прошел первый сход села. В повестке значился вопрос «Восстановление церкви в селе Мотызлей». Многим тогда это казалось нереальным. Времена были трудные, а даже на начало требовались немалые средства. С 18 августа начинается сбор средств. В Мотызлеях собрали около миллиона рублей. Давали некоторые по 10 тысяч рублей, кто по 200-500 рублей – сколько могли.

Отказывали редко. Были и такие, кто целиком пенсию свою отдавал. Сумма вроде бы большая, но расходы - незримо больше. Собирали по жителям райцентра, по другим селам.

25 июля сход жителей села проходил под председательством благочинного Ардатовского округа протоирея отца Виктора. Он благословил людей на богоугодное дело и предостерёг, чтобы не было распрей, вражды и раскола при возрождении святого храма. И хотя много было сомневающихся и даже противников сему святому делу – быть или не быть в селе церковному приходу, решили начинать. Были выбраны делегаты для поездки в епархиальное управление к владыке митрополиту Николаю Нижегородскому и Арзамасскому. 15 августа состоялся первый воскресник по расчистке храма от накопившегося за десятилетия мусора. Там, где был обрушен потолок, всякого хлама накопилось на метр высоты, росла бузина и терновник, свисали обгоревшие балки. Работали 60 человек.

Неоценимую поддержку в деле восстановления порушенного храма оказал уроженец села Фомин Анатолий, проживающий в Н.Новгороде. Пожертвовал железо на купола, стекло, цемент, гвозди. И закипела работа всем селом. Кто валил деревья, кто стеклил окна, кто крыл железом крышу, кто обустраивал колокольню, кто выделял транспорт, кто штукатурил и красил. Каждый вносил свою лепту в святом деле.

Бывший односельчанин Алексей Попков, приехав из Москвы, где поживает, проходя мимо церкви, загорелся покрыть купол, уговорил ребят-земляков. Приехали, покрыли купол без единой копейки, в дар церкви. Работали целой бригадой. Это Алексей Попков, Александр Попков, Михаил Медведев, Григорий Янкавцев, Виктор Юткин, Алексей Ленин, Александр Филимонов, Алексей Ермаков.

Значительную финансовую помощь оказали Наумов С. В., Ермаков М. И., Орлов О. И., с транспортом помогли директор совхоза Янкавцев П. В., директор СХТ Горин В. Е. Многие бывшие односельчане внесли свой вклад в дело восстановления.

5 марта 1994 года - день официального открытия Покровской церкви. При стечении большого количества народа в богослужении участвовали отец Виктор, отец Агафангел, отец Иоанн. Церковь в этот день вновь обрела Икону Божьей Матери «Смирения».

И хотя церковь не до конца восстановлена, верующие остались довольны службой. Делились впечатлениями, говорили, что получили истинное наслаждение от проповеди и песнопений.

8 июля 1994 года на Покровскую церковь поднят крест, освящённый о. Агафангелом.

23 августа 1994 года, впервые после открытия, таинство крещения в православную веру приняли 25 человек. Обряд совершал отец Агафангел. 25 сентября 1994 года впервые совершалось венчание отцом Павлом. 30 мая 1995 года на колокольню Покровской церкви поднят крест, освящённый отцом Виктором. Крест упал с колокольни в 2001 году – сгнило деревянное основание. Новый был изготовлен в Сарове.

otecAleksiy

Богослужения в храме начались, но проходили нерегулярно, так как не было своего священника. Они были в дефиците. В 1996 году храм обрел священника. Им стал отец Алексей. Нелегко ему пришлось. Культуру поведения в храме люди совсем забыли, пришлось учить всему заново. Много сил уходило на продолжавшееся восстановление церкви. Закончил он свою службу в 2006 году по состоянию здоровья. После него в храме сменилось несколько священников.

Проблем в церкви Покрова Пресвятой Богородицы еще много, но главное уже сделано – церковь восстановлена.

В этом году исполняется 350 лет с начала возведения первой церкви в нашем селе. Все эти годы это было место, где любому человеку помогали в самых трудных жизненных ситуациях, где ему всегда давали надежду на лучшее, помогали стать лучше. Поэтому так не хватало её верующим людям, и так сильно было желание её восстановить. В результате общих усилий церковь Покрова Пресвятой Богородицы начинает приобретать первоначальный вид: на свои места встали кресты, сверкают на солнце купола, колокольный звон созывает прихожан к Богослужению. И хотя строительство ещё не завершено, и проблем пока хватает, можно уже сказать, что сбылась мечта многих жителей Мотызлей – село обрело храм!

sovrvid

 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в настоящее время

 

                    Список литературы.

1.    Бочёнкова В. «И пошли вам, Господи!». // Наша жизнь. - 1994. - № 68.

2.    Бочёнкова В. «Ангел печальный над храмом разрушенным» // Нижегородские новости. - 1993. - № 43.

3.    Козина В. «И лик Спасителя над всеми». // Наша жизнь. - 1993. - №42.

          4.  Никонова Л. «Ангел престола» // «Роман-газета». - 1994. -  №11.

Обновлено (05.04.2016 10:31)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3128.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog