Get Adobe Flash player

postheadericon История церкви п. Сарма

История храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» в посёлке Сарма 

 

Выполнил: ученик 8 класса Курихинской СОШ Шах Григорий

Руководитель: учитель высшей категории Ларюшкин В. И.

 

 

Введение

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полнее люблю, чем лучше знаю

Ю.К. Ефремов

Уважение к своему прошлому – черта цивилизованного общества. Патриотизм – главное национальное богатство. Каждый человек должен любить свою страну, её духовное наследие, свою историю, народ и землю. Патриотизм – одна из обязательных черт настоящего гражданина. Причём он выражается не только и не столько в любви к «большой родине» - своему государству, сколько к малой родине – той местности, в которой ты проживаешь. Задача каждого поколения живущих на земле людей сохранить самобытность многовековой истории и гордость за нашу Родину. Без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего.

На уроках основ православной культуры мы познакомились со многими монастырями и храмами на территории России, совершили поездку в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, многое узнали о его прошлом и настоящем. Все это пробудило в нас желание узнать как можно больше об истории нашего храма. Когда он был построен? Как пережил годы атеистического режима? Как возродился и вновь стал действующим? Кем были люди, оказавшие огромное влияние на его судьбу?

Актуальность темы обусловлена тем, что знакомство со своей «малой Родиной» способствует преемственности поколений, не зная истории своего уголка, нельзя любить Родину.

Целью данной работы является изучение прошлого и настоящего храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» в поселке Сарма Сарминской сельской администрации Вознесенского района.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)              изучить имеющуюся литературу и интернет-информацию по данному вопросу;

2)      собрать сведения о храме у старожилов здешних мест.

 

Основные этапы истории храма

1. Подвижница Анастасия

Храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» был построен в урочище Куриха, где в течение пяти лет пустынножительствовала по благословлению Серафима Саровского Анастасия Семёновна Логачёва, уроженка села Кудлей Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

Незадолго до кончины о. Серафима Анастасия в третий раз пришла к нему за благословлением на пустынножительство. На этот раз о. Серафим благословил её поселиться там, где «ощутит она запах курящегося ладана». Благословление – это духовное одобрение доброго делания, это духовное прозрение, предвидение благих дел. Батюшка Серафим предвидел то место, которое указал Анастасии. Именно здесь на Курихе обоняла она запах курящего ладана.

Однако при жизни родителей Анастасия не смогла начать подвиг пустынножительства. Около 17 лет она зарабатывала на жизнь чтением Псалтири по усопшим, пряла, работала в поле; в эти годы она ходила на поклонение святыням в Муром, где встречалась со старцем Антонием Ардатовским.


 

Анастасия Семёновна Логачёва (инокиня Афанасия)

 

После смерти родителей в 1850 году Анастасия удалилась на урочище Куриха, устроила землянку и огород и начала вести подвижническую жизнь: выполняла молитвенное правило Саровской пустыни, каждый день читала по Евангелию, пищу вкушала один раз к вечеру, совершала многодневные стояния на камне, позволяя муравьям и оводам жалить своё тело. Со временем из окрестных селений к подвижнице стали приходить люди за советом и духовной поддержкой; для приёма приходящих она вырыла особую землянку, а затем попросила разрешения на строительство дома. Боясь, что Анастасия создаст монастырь, которому могут быть отписаны земли и угодья, волостной старшина и крестьяне объявили подвижницу умалишенной. В 1855 г. волостное правление решило выслать её из Курихи, а пещеры разрушить. Анастасия была причислена к Ардатовскому Покровскому монастырю, но поселилась в родном с. Кудлей, в келье, построенной близ храма. Спустя некоторое время подвижница совершила паломничество в Иерусалим, затем вернулась на Куриху, но вновь была изгнана оттуда и поселилась в Ардатовском монастыре.

В 1863 г. Анастасия была направлена Святейшим Синодом для устроения иноческой жизни в созданную в том году в Алтайском крае миссионерскую Улалинскую женскую общину (с 1881 монастырь). Указом Томской консистории от 20 марта 1864 г. она была утверждена настоятельницей общины. Стараниями Анастасии обитель разрасталась, был построен келейный корпус с домовой церковью, увеличилось число насельниц, среди которых были бурятки, обращенные в Православие; подвижница занималась миссионерской деятельностью, лечила больных, не делая различий между православными и язычниками. С марта 1866 г. Анастасия жила на покое среди сестёр обители, в январе 1868 г. вновь определена на должность настоятельницы. 9 декабря 1869 г. миссионером игуменом Акакием пострижена в монашество с именем Афанасия. 8 мая 1870 г. по собственному прошению из-за преклонного возраста и болезненного состояния уволена с должности настоятельницы. Афанасия была строгой постницей и усердной молитвенницей, отличалась большим смирением, обладала даром прозорливости, тайно выполняла послушания за сестёр, несмотря на болезнь ног. Незадолго до кончины она приняла схиму. Скончалась 12 февраля 1875 года. Похоронена подвижница на монастырском кладбище близ храма. Местные жители почитали Анастасию при жизни, после ее кончины с благоговением брали землю с её могилы, от которой получали исцеления.

videnieВ глухом лесу, вдали от людей Анастасия Семёновна Логачёва проживала в течение пяти лет с 1850 по 1855 гг. В книге «Подвижница Анастасия» А. Приклонский описывает следующие события, которые произошли с ней в урочище Куриха. Так однажды Анастасия возвращалась в ночное время осенью из деревни Кавлей к себе в пустыньку. Проходя лесом она озарена была сверху светом. Осмотревшись, увидела на воздухе пятиглавый храм, который предшествовал ей и недалеко от ее кельи-землянки исчез, - именно над тем самым местом, где позднее и был построен храм.

videniesvatyhВ другое время по свидетельству одних в бодрствующем состоянии, а – других в сонном было ей такое видение. Она стояла вне своей кельи и видит: Иоанн Креститель и Семеон Богоприимец несут большой деревянный крест за среднюю поперечину; за ними следовал о. Серафим Саровский. Дойдя до того места, где позднее был воздвигнут храм, все они остановились и сказали: «Здесь должен быть храм», а сами стали рассматривать местность и показывать, где должны быть построены корпуса для жилища монахинь.

 

2. Роль благочестивых людей в истории храма

В 1888 году в Петров пост пришли на это место семь сестёр из распавшейся женской общинки села Ризадеева. Они поселились на противоположной горе от того места, где подвизалась Анастасия Семёновна. Жители окрестных селений приняли живое участие в устроение на этом месте обители. По общему совету они отправили избранных ими двоих кудлеевских крестьян вместе с Параскевой Иоакимовой Гордеевой в С.-Петербург ходатайствовать об отводе в Удельном лесу участка земли под устройство иноческой женской обители на том самом месте, где подвизалась Анастасия.

AlexandrПринимала в этом живое участие прославившаяся даром прозорливости и совета схимомонахиня Мария (Мария Гавриловна), поощрявшая их в этом деле. По её просьбе Наталья Васильевна Карамзина просила графиню Антонину Димитриевну Блудову ходатайствовать об этом перед Государем Императором. Через эту графиню успели посланцы испросить разрешение от приснопамятного благочестивейшего государя императора Александра III.

 

Александр III

 

В память спасения «Его и Его августейшего семейства» при крушении поезда на железной дороге в Харьковской губернии он дарует на всегдашнее владение пять десятин земли с лесом, но с условием «если только устроен будет, на сей земле, храм Божий в течение 3 лет».

Жившие сами в великой нужде и тесноте, сёстры сделали всё, что от них зависело, и в течение трёх лет, на том самом месте, где по видению Анастасии Иоанн Креститель и Симеон Богоприимец водрузили крест, уже стоял деревянный пятиглавый храм на каменном фундаменте, крытый железом, с деревянной колокольней.

Внутреннее убранство храма было очень красиво. Иконостас храма представлял собой сборную конструкцию, собранную из нескольких старых иконостасов. Основу его составлял иконостас, который был привезён сёстрами из села Дубовка, куда он попал из Арзамасского Высокогорского мужского монастыря. Он был дополнен другими иконостасами, украшен самой разнообразной резьбой и разными иконами, как иконописными, так и живописными. Вычищенная и вызолоченная резьба иконостаса производила очень нарядное и красивое впечатление. Радости сестер не было предела.

3. Освящение храма

2 октября 1894 года храм был освящён во имя иконы Божией Матери «Знамение», храмовой иконой стала копия с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» из Серафимо-Понетаевского монастыря. После освящения храма на неделю оставался служить заштатный священник села Кудлей Павел Иванович Виноградов. Все сёстры, а их было в то время более 70, с живейшей радостью и восторгом посещали богослужения и, в глубокой благодарности Господу Богу за такую Его милость, исповедовались и приобщались святых Христовых Таинств.

15 ноября о. Павел (Виноградов) по ходатайству Гордеевой был определён епархиальным начальством к новоосвященному храму для исправления священнических обязанностей, которые и нёс без всякого вознаграждения с великою скорбью. Храм был холодный, не было при нём круга богослужебных книг, ни чтецов, ни певцов, знающих богослужение. Семидесятилетний старец утешал скорбящих сестёр при их недостатках и лишениях надеждою на лучшее будущее, укрепляя в терпении, не имея сам удобной квартиры, разделяя иногда с ними последний свой кусок. Ему хотелось послужить возникшей общине ради Бога и из любви к подвижнице Анастасии, в надежде на её ходатайство за него пред Богом.

 

Икона Божьей Матери «Знамение»

 

Через два года в храме было установлено ежедневное богослужение с поминовение благотворителей на проскомидии. Поминовение умерших совершалось на проскомидии и на ектеньи, за божественной литургией. За живых прилагалось ещё особое моление в конце литургии с пением: «Высшую небес» перед храмовой иконой Знамения Пресвятой Богородицы, как оно совершалось в Серафимо-Понетаевском монастыре. Заведено было столповое пение на два хора и чтение неусыпаемой Псалтири перед иконой Божией Матери «Знамение». Храм, воздвигнутый при скудных средствах, становился уже тесен, особенно в летнее время, когда бывало много посетителей.

 

4. Закрытие храма

1917 год пережили с надеждой, что тревоги и волнения бурного года скоро закончатся. В 1919 году монастырскую общину заставили перерегистрироваться в общество верующих, состоявшее из бывших монахинь, и 7 марта 1919 года им по типовому договору был передан их же монастырский храм.

До 1927 года община как-то просуществовала, а в январе 1928 года местные власти решили расторгнуть договор и использовать храм для культурно-просветительских нужд. Они утверждали, что монахинь в округе уже нет, и действительно, по документам это были уже не монахини, а члены общества верующих, по социальному происхождению – крестьянки. А раз храм принадлежал раньше монахиням, а теперь их нет, то принадлежать общине верующих он не может, так как был построен не сельским приходом, а монастырём. Монастыря нет. Значит, храм чей? - государственный - решили местные власти.

«....Жалобы и просьбы двенадцати окружающих бывший Курихинский монастырь посёлков о передаче им в пользование культового здания бывшего Курихинского монастыря властей не трогали. Арзамасским УИКом в этом им было отказано».

Жители этих посёлков были настойчивые, они жаловались и в ГИК, и в секретариат Президиума ВЦИКа, который 18 августа 1928 года запросил постановление ГИКа по этому вопросу. Все эти жалобы не привели ни к чему. Арзамасский УИК был непреклонен — «...интересы верующих в достаточной мере обеспечены находящимися вблизи культовыми зданиями. Руководствуясь постановлением ВЦИК от 19 апреля 1923 года и инструкцией НКЮ и НКВД от 19.06.1923 года, РАО просит президиум ТИКа вынести постановление о расторжении договора от 7 марта 1919 года на передачу Курихинского культового здания церковной общине и здание это закрыть, передав его в введение Арзамасского ОНО для использования под школу. Просьбу граждан посёлков Луктос и др. о передаче им этого культового здания оставить без удовлетворения».

Вот так просто и ясно решались церковные вопросы государством, которое, отделившись от церкви, не хотело отделяться от церковного имущества, считая его народным достоянием. Но это государство никогда не учитывало тех требований народа, которые его не устраивали, и оно вершило своё собственное «правосудие», только лишь прикрываясь именем народа.

Желание жителей двенадцати посёлков не было принято во внимание, и в 1928 году Знаменский собор закрыли, а вскоре и женская община перестала существовать.

karta

 

В 1930 году храм перевезли из 116 квартала в п. Сарма

 

По воспоминаниям жительницы пос. Донок Юниной Матрёны церковь на Старой Курихе ломал и возил на Сарму её отец в 1930 году по чьему указанию она не знает. Днём он работал, а по ночам молился и плакал перед иконами. На колокольне стояла статуя святой Анастасии, а она была вырезана из дерева в человеческий рост. Когда её сбросили с колокольни, она не разбилась. Он её взял и привез домой. Дома он её поставил в передний угол. Было понятно, что она не на месте, а что с ней делать не знали. По селу ходил, просил милостыню юродивый, он её узнал и попросил их ему отдать Анастасьюшку. Он долго носил эту статую, за плечами она была очень лёгкой, а куда он её дел, она не знает.

Церковь вновь была поставлена на Сарме, но с другим предназначением, в ней разместилась контора леспромхоза.

Жительница п. Сарма Кузнецова Анна Ивановна рассказала, что в 1944 году она пришла работать в эту контору, северная стена здания была полукруглой, а наружные концы сруба были рублены топором, значит, лес валили не пилой, а топором для постройки церкви. В полукруглой части размещалась библиотека (бывший алтарь), а за ним бухгалтерия и жилые квартиры. Где-то в 50-х годах зданию был сделан капитальный ремонт и северную стену обрезали (полукруг) и её бабушка по просьбе монахинь просила отпилить от той стены два тонких кружочка, что она и сделала. А верующие люди и монахини откалывали от них кусочки, прожигали дырочки и носили на шее с нательным крестиком.

5. Возрождение храма

 

До 1985 года в здании храма находились жилые квартиры и контора Сарминского лесоучастка 

 

kontora

После закрытия лесоучастка по настоянию жителя Преображенки Серафима Тимофеевича Бардина его сыновья выкупили это здание, поставили на нём купола, чтобы люди знали, что это была церковь конца XIX века. Никто из местных жителей не верил, что здание будет отремонтировано.

kreshenieЦерковь стала действовать с 1 августа 1998 года. Сейчас в ней проходит служба. Окормляет прихожан отец Иоанн (Федотов), проживающий в селе Криуша.

 

Настоятель храма о. Иоанн (Федотов) совершает обряд крещения

 

По просьбе прихожан храма Знамения Божией Матери, летом 2007 года к церкви сделали кирпичный пристрой, в котором сооружён алтарь. Инициаторами выступили выходцы из деревни Преображенка Сергей Бардин (г. Муром) и Кузьма Покореев (г. Выкса).

altar

Устройство алтарной части храма

Алтарь сделали из цветного силикатного кирпича, по традиции на землю под полом положили большой дикий камень. Купол, увенчанный крестом, покрыли гофрированной оцинковкой. По другую сторону храма соорудили колокольню. Большой ремонт сделали в самом помещении храма. Летом 2008 года вокруг храма сделали металлическую ограду. Так что с каждым годом наш храм становиться всё краше, как внутри, так и снаружи.


Наш храм сегодня

Не забыто людьми и то место, где пустынножительствовала Анастасия и где на месте её подвигов был первоначально построен храм.

chasovna

Часовня на Старой Курихе

2 июня 1996 года на Троицу под руководством уроженца д. Преображенка С.С. Бардина и при участии местных жителей, ныне покойных И.Г. Храмова, В.Ф. Беспалова, И.И. Бардина, Формина, Ларюшкина, а также жителей Преображенки Д.И. и Г.И. Храмовых, А. И. Мушкаева и других за две недели была построена небольшая летняя часовня (25 кв. м). Был изготовлен колокол на Выксунском металлургическом заводе уроженцем Преображенки Кузьмой Покореевым. Первую службу и освящение проводил наш земляк из Аввакумцева иерей отец Александр (Комаров). Верующие люди были довольны, и с этого года появилась надежда на возрождение святого места.

hram

 Новый храм на Старой Курихе

Надежда на возрождение святого места сбылась. При активном участии местных жителей на Старой Курихе была построена новая деревянная церковь, размером 10 м х 7 м. Строительство продолжалось в течение трёх лет. Открытие церкви «Знамение иконы Божией Матери» состоялось при большом скоплении народа 11 июня 2006 года. На Троицу её освятил и провёл службу отец Николай из села Мотызлей. Храм построен в память всех похороненных на нашей святой земле.

 

Выводы

Результаты проделанной работы показывают, что храм во имя иконы Божией Матери в п. Сарма имеет более чем 100-летнюю историю. Он был построен стараниями истинно благочестивых людей, о которых мы должны постоянно помнить – это пустынножительница Анастасия Семёновна Логачёва, подвижница Параскева Иоакимовна Гордеева, схимомонахиня Мария (Мария Гавриловна), княгиня Наталья Васильевна Карамзина, графиня Антонина Димитриевна Блудова, император Александр III. Мы должны быть благодарны всем жителям Курихинской округи, которые помогали возводить этот храм, сохранили его и возродили вновь.

А главный вывод таков, пока мы помним и чтим свою историю, изучаем её, бережно относимся ко всему с ней связанному, мы сохраним свою самобытность, культуру и патриотизм.

Литература

1.    Букова О. В. Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2003.

2.    На месте Курихинской Знаменской женской общины в Вознесенском районе Нижегородской области построена часовня. www.nne.ru/news_pr.php?=3189

3.    Приклонский А., священник. Жизнь пустынницы Анастасии Семёновны Логачёвой, впоследствии инокини Афанасии, и возникновении на месте её подвигов женской общины. М. 1902.

4.    Рыжова О. История Знаменской Курихинской женской общины. / Кн. Открытие родной земли. Туризм, краеведение, экология. Том 1. - г. Саров: ЗАО «ИНФО», 2002.

5.    Сказание о Святой Дивеевской земле. /Сост. В. И.Карпушов, Ю. А. Курдин. - Арзамас: АГПИ, 2008.

Приложение

Материал из Православной Энциклопедии

под редакцией Патриарха Московского

и всея Руси Алексия II

АФАНАСИЯ

Логинова (Логачёва) Анастасия Семёновна; 16.12.1809, с. Кудлей Ардатовского у. Нижегородской губ.- 12.02.1875, Улалинский мон-рь), схим., игум. Улалинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Род. в крестьянской семье. Отец Анастасии нёс военную службу, мать с младшей дочерью сопровождала его, поэтому Анастасия росла у родственников. С 8 лет у девочки появилось стремление к молитве и уединенной жизни, с 12 лет она уходила в лес на урочище Куриха (в 12 верстах от с. Кудлей), на пчельник к своему деду, где пыталась вырыть пещеру и питалась ягодами и диким луком. Неск. раз Анастасия приходила к прп. серафиму Саровскому, благословившему девушку на отшельничество. Однако при жизни родителей Анастасия не смогла начать подвиг пустынножительства. Ок. 17 лет она зарабатывала на жизнь чтением Псалтири по усопшим, пряла, работала в поле; в эти годы она ходила на поклонение святыням в Муром, где встречалась со старцем Антонием Ардатовским.

После смерти родителей Анастасия удалилась на урочище Куриха, устроила землянку и огород и начала вести подвижническую жизнь: выполняла молитвенное правило Саровской пуст., каждый день читала по Евангелию, пищу вкушала один раз к вечеру, совершала многодневные стояния на камне, позволяя муравьям и оводам жалить своё тело. Подвижнице помогали 2 девушки-сироты, впосл. с ней поселились еще 3 ученицы. Анастасия сподобилась видения святых Иоанна Крестителя, Симеона Богоприимца и Серафима Саровского, избравших место для создания мон-ря (в 1899 здесь была создана Знаменская жен. община). Каждый год в Великий пост Анастасия посещала Ардатовский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен, мон-рь,, где исповедовалась и приобщалась Св. Тайн. Со временем из окрестных селений к подвижнице стали приходить люди за советом и духовной поддержкой; для прима приходящих она вырыла особую землянку, а затем попросила разрешения на строительство дома. Боясь, что Анастасия создаст мон-рь, к-рому могут быть отписаны земли и угодья, волостной старшина и крестьяне объявили подвижницу умалишенной. В 1855 г. волостное правление решило выслать её из Курихи, а пещеры разрушить. Анастасия была причислена к Ардатовскому Покровскому мон-рю, но поселилась в родном с. Кудлей, в келье, построенной близ храма. Спустя нек-рое время подвижница совершила паломничество в Иерусалим, затем вернулась на Куриху, но вновь была изгнана оттуда и поселилась в Ардатовском мон-ре.

В 1863 г. Анастасия была направлена Святейшим Синодом для устроения иноческой жизни в созданную в том году в Алтайском крае миссионерскую Улалинскую жен. общину (с 1881 мон-рь), указом Томской консистории от 20 марта 1864 г. утверждена настоятельницей общины. Стараниями А. обитель разрасталась, был построен келейный корпус с домовой церковью, увеличилось число насельниц, среди к-рых были бурятки, обращенные в Православие; подвижница занималась миссионерской деятельностью, лечила больных, не делая различий между православными и язычниками. С марта 1866 г. Анастасия жила на покое среди сестёр обители, в янв. 1868 г. вновь определена на должность настоятельницы. 9 дек. 1869 г. миссионером игум. Акакием пострижена в монашество с именем А. 8 мая 1870 г. по собственному прошению из-за преклонного возраста и болезненного состояния уволена с должности настоятельницы. А. была строгой постницей и усердной молитвенницей, отличалась большим смирением, обладала даром прозорливости, тайно выполняла послушания за сестёр, несмотря на болезнь ног. Незадолго до кончины она приняла схиму. Подвижница похоронена на монастырском кладбище близ храма. Местные жители почитали А. при жизни, после её кончины с благоговением брали землю с её могилы, от к-рой получали исцеления.

Арх.: ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 6. Л. 47об.-49; Д. 8. Л. 46об.-47.

Лит.: Алтайская подвижница: (Из светлых портретов близкого прошлого) // Ист. летопись. Б. м., б. г. № 3. С. 229-239; Путищев М., прот. Святыни Алтая // ДЧ. 1884. Ч. 1. С. 229-232; Приклонский А., свящ. Жизнь пустынницы Анастасии Семеновны логачёвой, впосл. инокини Афанасии, и возникновение на месте ее подвигов жен. общины. М., 1912; ЖПодв. Февраль. С. 176-193; Доп. т. Кн. 1: Январь-июнь. М., 1912. С. 256-268; Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 272-279.

Обновлено (23.06.2015 08:14)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3101.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog