Get Adobe Flash player

postheadericon Где ладан курился

Шемяков, Н. Где ладан курился / Николай Алексеевич Шемяков // На земле вознесенской. – Арзамас. ОАО «Арзамасская типография»., 2009. – С. 443 – 446.


Дореволюционного выпуска небольшая книжка священника Александра Приклонского «Подвижница Анастасия», которой нет даже в Ленинской библиотеке (Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина), каким-то чудом сохранилась на нашей Курихе. И она пролила во многом свет на историю Курихинской женской общины, где стоял храм во имя иконы Божией Матери «Знамение». Священник писал книжку спустя много лет после смерти основательницы женской общины со слов её родственников, монахинь и хорошо знавших её людей.


Родилась Анастасия в 1809 году в крестьянской семье в селе Кудлей Ардатовского уезда. С восьми лет воспитывалась в семье дяди, так как отца призвали на долгую царскую службу, и мать отправилась с ним. От сверстниц отличалась тем, что любила посещать церковь и упоённо молилась. В тёплое время года постоянно наведывалась в стоящее в 12 верстах от родного села урочище Куриха, как оно стало именоваться впоследствии, где у её дедушки стоял пчелник. Облюбовав там укромное местечко, выкопала крохотную пещерку и, уединившись, посылал поклоны Божией Матери.

В семнадцатилетнем возрасте направилась за благословением к жившему в Саровской Пустыни батюшке Серафиму. Старец в первый раз только и сказал: «О чём ты думаешь, чего желаешь, благословит тебя Царица Небесная, но не пришло ещё твоё время». Через несколько лет он напутствовал её сходить в Киев на поклонение святым угодникам Божиим, что она исправно сделала, а в третью их встречу, незадолго до кончины преподобного Серафима Саровского, Анастасии было благословение на пустынножительство.


Тот указал ей, что поселиться она должна в том месте, где ощутит запах курящегося ладана. Надо полагать, потому и Курихой стало называться поселение. Для 23-летней Анастасии местом таким станет урочище, где когда-то стояла дедова пасека. Были долгие годы отшельничества. Изредка навещала монастырь в Ардатове, совершала хождения в Муром, по другим святым местам Руси. Отправлялась на богомолье на Святую землю, в Иерусалим. Укреплялась в вере, стяжая дух и плоть. Соблюдая строжайший пост, сорок дней и ночей неподвижно стояла на камне, беспрестанно читая молитвы Божией Матери. Было ей видение, как рядом с её пещеркой и огородиком, где она выращивала горох, лук, морковь, капусту, опустился пятиглавый храм, а через минуту растаял дымкой в воздухе. И такой храм спустя годы появится здесь. Но уже после смерти подвижницы.


Не всем по нраву пришлось её отшельничество, а потом – желание устроить там общину. Волостной старшина села Таторшева Емельянов настроил против неё крестьян и в конце концов добился, что её выселили из жилища в Ардатовский монастырь. Хлопотами одного из влиятельных купцов Анастасия Логачёва оказалась после него в другом монастыре – в Томской губернии, скончавшись в 1875 году.
Но, как и предсказывал Серафим Саровский, её Куриха не осталась забытой людьми.

В 1888 году там поселились семь сестёр из села Ризадеева под начальством матушки Варвары Губановой. Жили в непрестанных трудах и молитвах, получив разрешение императора Александра III на сооружение храма. За три года построили. Это была пятиглавая деревянная церковь на каменном фундаменте с взметнувшейся ввысь по соседству колокльней. Появились жилые кельи и множество хозяйственных построек: коровник, конюшня, пчельник. Недвижимость женской общины приросла подворьем, открывшемся в Нижнем Новгороде. В 1904 году, как явствует из отчёта, на Курихе проживали 3 монахини и 73 послушницы, затем количество последних выросло до 88, на воспитание брали девочек-сирот.

С установлением Советской власти монастырскую общину перерегистрировали в общество верующих. Стало что-то подобие мини-совхоза.

В книге «Женские обители Серафима Саровского», вышедшей в 2003 году, её автор Ольга Букова рассказывает, из-за чего возник конфликт между комиссаром и сёстрами. Тот решил запрячь в весеннюю грязь жеребую кобылу, а одна из монахинь воспротивилась, побоявшись, что лошадь потеряет жеребёнка. Тот разбушевался, схватился за револьвер, обвинив монахиню в саботаже и неподчинении представителю законной власти. Они, негодяйки, дескать, мешают строить «светлое будущее». Дело дошло даже до суда. Правда, тот не нашёл в действиях монашек состава преступления.


Но рано или поздно, а с монастырём надо было кончать. В начале 1928 года местные власти решили использовать храм для культурно-просветительских нужд. Жалобы и просьбы жителей двенадцати окрестных посёлков сохранить церковь на месте остались без внимания. Постройку перевезли, переделав под школу и контору лесопункта.


Спустя семь десятилетий на том самом месте выросла небольшая часовенка. Над входной дверью – икона Божией Матери и рядом табличка с фамилиями людей, чьими хлопотами выросло у кромки леса незатейливое строение. Невдалеке сооружена купальня. По преданию, вода туда идёт из родника, выкопанного когда-то руками матушки Анастасии. Поблизости ещё три родника. В двухстах шагах от часовни сельское кладбище.


Три года назад рядом с дощатой часовней появилось рубленое из брёвен здание размером 10 х 7 метров, стоящее на фундаменте. Это церковь  иконы Божией Матери «Знамение». Заинтересованное участие в её строительстве проявили выходцы из п. Преображенка Сергей Бардин и Кузьма Покореев. Не считаясь с личным временем, работали отец и сын Шмаковы, Михаил Кукужев, Василий Вилкин, Сергей Трубников, Алексей Каштанов, Григорий Храмов, Василий Шеремет и десятки их добровольных помощников.


По предположению Ольги Буковой, бывшего референта ныне покойного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, намоленные места на Старой Курихе со временем притянут паломников в не меньшей степени, чем дивеевские святыни.

Обновлено (23.06.2015 08:12)

 
Слабовидящим

 

Онлайн - опрос.
Какими услугами Вы предпочитаете пользоваться в библиотеке?
 

 

 

 

 

 

IMGP3135.JPG
1
Счетчик посещений
HotLog